ЗА МНОГИЕ годы предлагались различные методы лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

В некоторых главную роль играет питание. Однако, как показывают исследования, пищевые добавки обычно не вызывают гиперактивности и диетотерапия зачастую бессильна.

К другим методам лечения синдрома относятся лекарственная терапия, коррекция поведения и когнитивная тренировка.
Лекарственная терапия. Поскольку синдром дефицита внимания с гиперактивностью, по-видимому, связан с нарушением работы мозга, многим больным помогли лекарства для восстановления соответствующего химического баланса.

Впрочем, лекарства не заменяют обучение. Они просто помогают ребенку сосредоточивать внимание, подготавливая таким образом к овладению новыми навыками.

Этот метод лечения также помог многим взрослым, страдающим синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Однако с молодыми и взрослыми стоит быть осторожными, поскольку некоторые стимулирующие препараты, используемые для лечения этого синдрома, могут вызывать зависимость.

Коррекция поведения. Родители гиперактивного ребенка не освобождены от обязанности воспитывать его. Хотя у такого ребенка в этом отношении, возможно, есть свои особые потребности.

В своей книге «Ваш гиперактивный ребенок» («Your Hyperactive Child») Барбара Ингерсолл отмечает: «Родитель, который просто опускает руки и позволяет своему гиперактивному ребенку „ходить на голове“, оказывает ему плохую услугу.

Как и любого другого, гиперактивного ребенка нужно воспитывать постоянно, а вместе с тем и уважать его как личность. А это подразумевает четкие границы, а также уместные вознаграждения и наказания».

Поэтому важно, чтобы родители установили строгий режим. Кроме того, должен быть четкий распорядок дня. Возможно, родители захотят предоставить ребенку некоторую свободу в составлении такого распорядка, включая время для домашних заданий, учебы, принятия ванны и так далее.

Затем нужно точно придерживаться этого графика. Проверяйте, соблюдается ли распорядок дня. В одном журнале отмечается: «Врачи, психологи, работники сферы образования и учителя обязаны объяснять ребенку и его родителям, что диагноз — синдром дефицита внимания или синдром дефицита внимания с гиперактивностью — не дает права безнаказанно делать все, что вздумается, а скорее указывает, что такому трудному ребенку, возможно, требуется соответствующая помощь» («Phi Delta Kappan»).

Когнитивная тренировка. Суть метода в том, что ребенку помогают изменить его представление о самом себе и своем заболевании.

«Люди, страдающие синдромом дефицита внимания, думают, что они „безобразные, глупые и плохие“, даже если они привлекательные, способные и добрые»,— замечает д-р Рональд Гоулдберг. Поэтому необходимо, чтобы гиперактивный ребенок оценивал себя по достоинству и знал, что его расстройство внимания поправимо.

Это особенно важно в юности. До подросткового возраста такой ребенок, возможно, услышит в свой адрес немало критики от сверстников, учителей, родных, а порой и от родителей. В этот период ему нужно ставить перед собой реальные цели и быть к самому себе справедливым, а не требовательным.

Вышеупомянутые методы лечения в равной степени применимы и для взрослых, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

«Изменения зависят только от возраста,— пишет д-р Гоулдберг,— а по своей сути методы лечения, то есть соответствующая лекарственная терапия, коррекция поведения и когнитивная [тренировка], эффективны на протяжении всей жизни».

Оказание помощи

Дмитрий, отец гиперактивного подростка с дефицитом внимания, обращается к родителям, у которых подобная ситуация: «Узнайте об этой проблеме все, что можно. Принимайте решения осознанно. И главное, любите своего ребенка, вселяйте в него уверенность. Потеря чувства собственного достоинства равносильна самоубийству».

Чтобы оказывать такому ребенку необходимую поддержку, родителям нужно действовать сообща. Д-р Гордон Серфонтайн пишет, что такому ребенку нужно «знать, что в семье его любят и что любовь эта рождена любовью, которая существует между родителями» .

К сожалению, такую любовь проявляют не всегда. Д-р Серфонтайн продолжает: «Доказано, что в таких семьях [в которых ребенок страдает этим синдромом] почти на треть выше частота разладов между супругами и распадов брака, чем в обычной массе населения».

Чтобы такого разлада не случилось, в воспитании гиперактивного ребенка важная роль должна принадлежать отцу. Не следует возлагать ответственность только на мать .

Близкие друзья, даже если они и не являются членами семьи, могут оказывать огромную поддержку. Каким образом?

Дмитрий, о котором упоминалось выше, говорит: «Будьте доброжелательны. Смотрите с проницательностью. Познакомьтесь с ребенком. Поговорите и с его родителями. Как у них дела? С чем они сталкиваются изо дня в день?»

Во многом ребенка с этим синдромом и его родителей могут поддержать друзья и родственники. Но как? Не предъявляя к ним неразумных требований .

Порой такой ребенок может быть неуправляемым. Сочувствующий друг не будет высказывать грубые замечания вроде «Почему вы не можете уследить за своим ребенком?» или «Почему вы его не накажете?», а поймет, что родители, возможно, и без того отягощены ежедневными трудностями воспитания такого ребенка.

Конечно же, родители должны делать все возможное, чтобы сдерживать его неуправляемое поведение. И все-таки близким людям нужно стараться быть «сострадательными» , а не раздраженно родителей оскорблениями . Да, часто утешение приходит через сострадание близких.

Предостережение родителям!

Все дети иногда бывают невнимательными, импульсивными и излишне активными. Но эти особенности не всегда указывают на синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

 В своей книге «Пока не слишком поздно» («Before It’s Too Late») д-р Стэнтон Е. Саменау отмечает: «Мне приходилось наблюдать бессчетное множество случаев, когда нежелание ребенка делать что-нибудь оправдывалось предполагаемым расстройством или нарушением, в котором он не виноват».

Необходимость осторожности отмечает и д-р Ричард Бромфилд. «Среди тех, у кого обнаружен синдром дефицита внимания с гиперактивностью, безусловно, есть люди с нервными расстройствами и нуждающиеся в приеме лекарств,— пишет он.— Но этот синдром также именуют виновником всякого рода оскорблений, лицемерия, халатности и других социальных зол, не имеющих к нему никакого отношения.

Падение нравов в сегодняшней жизни: разнузданная жестокость, наркомания и, что не столь ужасно — невоспитанные и неустойчивые семьи,— в большей мере способствует формированию гиперактивноподобного беспокойства, чем любое нервное расстройство».

Так что вполне обоснованно д-р Рональд Гоулдберг предостерегает от использования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в качестве «всеобъемлющего понятия».
Он советует «убеждаться, что в ход пущены все серьезные методы диагностики».

Симптомы, напоминающие этот синдром, могут указывать на любое из многочисленных психических или эмоциональных расстройств.
Поэтому, чтобы установить правильный диагноз, необходима помощь квалифицированного врача.

Даже если диагноз поставлен, родителям следовало бы взвесить все плюсы и минусы лекарственной терапии.

Препарат риталин помогает устранить нежелательные симптомы, но может давать и неприятные побочные эффекты, например вызвать бессонницу, усилить беспокойство и раздражительность.

Поэтому д-р Ричард Бромфилд советует не торопиться давать детям лекарства, чтобы только избавиться от этих симптомов.

«Очень многим детям и все большему числу взрослых риталин дают не по назначению,— говорит он.— По опыту я знаю, что применение риталина в значительной степени зависит от умения родителей и учителей терпеть поведение детей.

Я знаком со многими ребятами, которых старались скорее усмирить риталином, чем оказать им необходимую помощь».

Поэтому родители не должны сразу же причислять своих детей к гиперактивным или труднообучаемым. Напротив, с помощью квалифицированного специалиста им следует тщательно взвесить все доказательства.

Важные моменты:

  • Мы не предписываем какого-то конкретного метода лечения.
  • У некоторых лекарства вызывают нежелательные побочные действия, в частности, беспокойство и другие нервные расстройства.
    Кроме того, стимулирующие препараты могут усиливать судороги у пациентов с нервными тиками, например с синдромом Туретта.
    Поэтому лекарственная терапия должна проводиться под наблюдением врача.
  • Если установлено, что ребенок труднообучаемый или гиперактивный, родители должны уделять время для всестороннего изучения этой проблемы, чтобы действовать на благо своих детей.
  • Гиперактивный ребенок нуждается в любящем и постоянном воспитании.
  • Родительская похвала очень важна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ваш Комментарий